Вернуться к новостям
Feb. 27, 2020

Информация по проекту создания и эксплуатации путепровода в с. Савинская Слобода Одинцовского городского округа Московской области.

В связи с началом строительства автодорожного путепровода в с. Саввинская Слобода жители направляют запросы по конкретным параметрам проекта. На часто задаваемые вопросы отвечает компания «Одинцовская платная дорога».

I.    Юридические вопросы

1.    Какие существуют законные основания для реализации проекта по строительству и эксплуатации на платной основе автодорожного путепровода через железнодорожные пути около с. Саввинская Слобода?

Проектирование и строительство путепровода осуществляется на основании концессионного соглашения, заключенного в 2017 году между Правительством Московской области (концедент) и инвестором. Концессионное соглашение заключено в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иных нормативных актов.

2.    О чем заключено концессионное соглашение?

В соответствии с условиями подписанного соглашения инвестор (Концессионер) полностью за свои средства, без привлечения бюджетных средств, финансирует, проектирует, строит путепровод, а после завершения строительства передает созданный объект в собственность Московской области (концедента). Инвестор содержит и ремонтирует объект в период действия концессионного соглашения. Срок действия концессионного соглашения – 22,5 года (включает период проектирования, строительства и эксплуатации).

3.    Есть ли разрешительная документация на проект и строительные работы?

Местоположение проекта предусмотрено документами территориального планирования:
•    Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, от 25.03.2016 № 230/8. Размещено на портале МО.
•    Постановление Правительства Московской области от 03.12.2018 № 880/41 "Об утверждении документации по планировке территории. Размещено на портале МО.
•    Проектная документация на создание объекта получила положительное заключение ГАУ Московской области «Московская областная государственная экспертиза» (№ 50112013719 от 04 03 2019.)
•    Разрешение на строительство выдано Министерством жилищной политики Московской области 05.02.2020 № № RU50-20-15320-2020. 

4.    Нужно ли проводить публичные слушания по проекту?

Путепровод в Саввинской Слободе предусмотрен Схемой территориального планирования (СТП) Московской области, утверждённой в 2007 году. 
Нормами Градостроительного кодекса РФ установлены следующие положения: документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов регионального значения, утверждают уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (п. 3 ст. 45, п. 5. ст. 46).
Поскольку в данном случае объект присутствует в СТП, ППТ утверждался Правительством Московской области, проведение общественных слушаний не требовалось.

II.    О проекте

1.    Почему выбрано данное местоположение путепровода?

Проект разрабатывался на основании комплексного анализа транспортных связей, исследования существующей интенсивности движения в районе и моделирования транспортных потоков. Создание путепровода призвано улучшить транспортную ситуацию на одном из наиболее проблемных участков дорожной сети запада Московской области.
Необходимость создания путепровода в Саввинской Слободе предусмотрена Схемой территориального планирования Московской области, утверждённой в 2007 году. Согласно проведенным в 2017-2018 годах транспортным исследованиям, железнодорожный переезд 189 км пк 2 на Большом кольце МЖД (село Саввинская Слобода) – крайне загруженный участок с высокой интенсивностью движения и зимой, и летом - в среднем в сутки здесь проезжает более 12 тысяч автомобилей, интенсивность движения поездов – 156 шт/сутки (в среднем около 6 поездов в час). Существующий одноуровневый железнодорожный переезд в селе Савинская Слобода суммарно закрывается до 4 часов в сутки, при этом закрытие переезда зачастую совпадает с часами пик для автомобилей. И интенсивность движения поездов будет расти. С каждым годом увеличивается и количество автомобилей, и, если не предпринять мер, ситуация будет только усугубляться и приведет к транспортному коллапсу, при котором движение будет полностью парализовано.
Более того, участок автодороги в районе ж/д переезда является аварийно-опасным: с 2017 по 2019 г.г. погибло 10 и ранено 74 человека.

2.    Какие технические параметры нового путепровода?

Общая протяженность строящегося объекта с реконструируемыми подходами составит более 1 км, длина путепровода – около 100 м. На путепроводе предусмотрено две полосы движения с расширением до 8 полос в зоне пунктов взимания платы, наружное освещение, тротуар для пешеходов с удобными заездами для маломобильных групп населения. Для сохранения транспортных связей жителей с. Саввинская Слобода будет построен боковой проезд под путепроводом вдоль железнодорожных путей на улицу Макарова. 
Ввести объект в эксплуатацию планируется в начале 2021 года.

3.    Какие преимущества дает автомобилистам создание путепровода через железнодорожные пути?

Повышение скорости, комфортности и безопасности дорожного движения (ни для кого не секрет, что одноуровневый железнодорожный переезд – источник повышенной опасности для всех участников движения), снижение экологической нагрузки от автотранспорта на окружающую среду обеспечиваются за счет строительства современных качественных путепроводов. Путепровод в Саввинской Слободе обеспечит прямое сообщение между городами Звенигород и Руза с федеральными дорогами А-107 и А-108, позволит автомобилистам проезжать пересечение с железнодорожными путями быстро и безопасно.
Немногие автомобилисты задумываются о том, сколько в действительности они тратят, пересекая железнодорожные пути через бесплатный вроде бы переезд. Даже при свободной дороге перед переездом водители вынуждены снижать скорость до 5-7 км\час, что отрицательно влияет не только на пропускную способность дороги, но и на техническое состояние автомобилей. Помимо очевидной потери времени, которое затрачивается на ожидание открытия шлагбаума или проезда «пробки», у каждого автомобилиста в заторе расходуется бензин, больше или меньше, в зависимости от объема двигателя. Следует также учитывать затраты на техническое обслуживание и ремонт автомобиля, особенно с учетом урона, который наносит проезд по «травмоопасному» для транспортного средства одноуровневому железнодорожному переезду. Таким образом, затраты на плату за комфортный и быстрый проезд по путепроводу ниже (если принимать в расчет стоимость рабочего времени) или сопоставимы с тратами на вроде бы бесплатный проезд существующего пересечения ж\д путей. Для семей, постоянно пользующихся личным автомобилем, нагрузка на семейный бюджет не возрастет, поскольку тариф за проезд по путепроводу учитывает социально-экономическую ситуацию в Московской области и непрямые затраты автовладельцев с учетом сложной транспортной ситуации на переезде.
Для тех, кто пользуется общественным транспортом (около 1700 чел/сутки), ситуация также улучшится, ведь автобусы сейчас простаивают в пробках наравне со всеми. Общественный транспорт освобожден от платы за проезд (за исключением международных и междугородних автобусов и маршрутного такси), а тарифы междугородних автобусов Мострансавто не зависят от наличия платных инфраструктурных объектов на пути их следования, они устанавливаются Постановлением Правительства Московской области. 
Создание путепровода -– мера, направленная в первую очередь на повышение безопасности как жителей близлежащих населенных пунктов, так и автовладельцев, проезжающих по данному отрезку пути. Например, проектом предусмотрено обустройство тротуара для беспрепятственного прохода местных жителей, в том числе из маломобильных групп населения, по путепроводу через железнодорожные пути – на данный момент безопасная для пешеходов зона в районе переезда отсутствует. 
Справочно: согласно информации ОАО «РЖД» на железнодорожных переездах в 2019 году зафиксировано 248 дорожно-транспортных происшествий, в результате происшествий пострадали 129 человек. Также, данный участок автодороги в районе ж/д переезда является аварийно-опасным: с 2017 по 2019 г.г. погибло 10 и ранено 74 человека.

4.    Почему путепровод будет платным?

Эксплуатация путепровода на платной основе в течение срока концессионного соглашения обусловлена необходимостью возврата частных инвестиций, вложенных в проектирование, строительство и содержание объекта дорожной инфраструктуры. 
Реализация проекта проводится без использования бюджетных средств только за счет инвестора.

5.    Каким будет размер платы? 

Размер платы за проезд определяется концессионным соглашением по согласованию с концедентом, он не может превышать планку, установленную Московской областью. В ценах 2018 года максимальный размер платы составляет 42 руб. для легкового автомобиля первой группы (что сопоставимо со стоимостью 1 поездки на общественном транспорте), 84 руб. — для второй группы (высотой от 2 до 2,6 м), 168 руб. — для третьей (грузовой транспорт высотой от 2,6 м).
Фактические размеры платы, которые не могут превышать указанные выше значения, будут установлены после ввода объекта в эксплуатацию.

6.    Будут ли предоставлены льготы на проезд?

Решение об установлении льгот относится к компетенции Московской области.
Со своей стороны концесссионер (ООО «Одинцовская платная дорога») не возражает против предоставления льгот.

7.    Вырастут ли цены на товары и услуги в Саввинской Слободе после запуска платного путепровода?

Вопреки распространенному заблуждению при применении социально-ориентированного тарифа в районе не вырастут цены, а затраты семейного бюджета на проезд по платному путепроводу будут сопоставимы с непрямыми затратами на проезд по существующему сейчас переезду. 
В связи с вышеуказанным, создание платного путепровода не приведет к росту цен в районе. Не прогнозируется и рост стоимости услуг такси, поскольку стоимость поездки рассчитывается, в том числе, исходя из ее продолжительности. В данном случае наличие путепровода позволит избежать ожидания при закрытии шлагбаума или простоя в пробке. Тарифы на общественный транспорт утверждаются Правительством Московской области и не зависят от наличия платного участка, так как общественный транспорт имеет право бесплатного проезда.

8.    Должны ли будут платить за проезд по путепроводу экстренные службы?

От платы за проезд по путепроводу освобождаются категории автомобилей, указанные в Законе N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", такие как: транспорт общего пользования, машины скорой помощи, аварийно-спасательных служб, полиции, почтовой службы.  
Вместе с обычными автомобилями перед закрытым шлагбаумом на переезде стоят и экстренные службы. Скорая помощь или пожарная машина, застрявшая на переезде – это, возможно, чья-то жизнь. В работе экстренных служб важна каждая минута, и путепровод обеспечивает им беспрепятственный проезд, не зависящий от движения поездов. 
Автобусы, кроме осуществляющих перевозки в междугородном и международном сообщении, также будут освобождены от платы за проезд.

9.    Будет ли закрыт существующий железнодорожный переезд?

Автодорожный путепровод строится взамен существующего одноуровневого переезда, который находится в ведении ОАО «РЖД». Вопрос о его закрытии находится в компетенции данной компании.

10.    Какими будут альтернативные маршруты? 

В соответствии с федеральным законом № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», строительство платных дорог, участков платных дорог и иных платных объектов дорожной инфраструктуры может осуществляться только при наличии бесплатного альтернативного маршрута. При этом, протяженность автомобильных дорог, их участков, обеспечивающих возможность альтернативного бесплатного проезда транспортных средств, не должна превышать более чем в три раза протяженность платной автомобильной дороги или используемого на платной основе участка автомобильной дороги
В соответствии со ст.37.2 федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", для случаев, при которых более пятидесяти процентов протяженности платной автомобильной дороги составляют мосты, тоннели и путепроводы, альтернативный бесплатный путь может быть длиннее платного более чем в три раза.
Альтернативными бесплатными маршрутами являются объезд через Минское шоссе и Кубинку с юга и через Новорижское шоссе с севера. 

11.    Не будет ли новый путепровод после завершения строительства частным?

В соответствии условиями концессионного соглашения право собственности на построенный объект переходит к концеденту, т. е. в данном случае - к Московской области. Компания-концессионер будет содержать и ремонтировать за свой счет новый объект в течение 22,5 года с момента заключения соглашения (срок включает период проектирования, строительства и эксплуатации).

12.    Имеет ли данное концессионное соглашение отношение к возможному в будущем расширению до четырех полос автомобильной дороги «Звенигород – Колюбакино – Нестерово»?

Нет, концессионное соглашение предусматривает создание только автодорожного путепровода с подходами, технические параметры указаны в ответе выше. 

III.    Вопросы, связанные со строительством

1.    Когда будет закончена стройка?

Ввести объект в эксплуатацию планируется в начале 2021 года.

2.    Не затронет ли строительство захоронения на кладбище в с. Саввинская Слобода?

Проект прошел все необходимые согласования и получил разрешение всех уполномоченных региональных министерств и ведомств таких как: ГАУ Московской области «Московская областная государственная экспертиза», Министерство строительного комплекса Московской области, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, ГБУ Московской области «Мосавтодор», Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, ОАО «РЖД» и других.
Путепровод не будет проходить ни по захоронениям, ни над ними. Земельные участки, на которых будет расположен путепровод не пересекаются с границами кладбища и его охранной зоны, что подтверждается проектной документацией, которая получила положительное заключение ГАУ Московской области «Московская областная государственная экспертиза». В ходе проведения экспертизы проектной документации также проверялось соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам в части размещения проектируемого объекта. Строительно-монтажные работы не затрагивают захоронения и не угрожают их сохранности. В ходе работ был вырыт котлован для устройства опоры путепровода и установлена временная подпорная стенка, минимальное расстояние от которой до ближайшей ограды кладбища – около 1 м (территория за оградой без могилы).  До ближайшей могилы расстояние составляет более 4 метров).

После окончания работ на данном участке, в начале апреля 2020 года, котлован будет закопан, ограждение кладбища восстановлено в границах, существовавших до начала строительства. Расстояние от ближайшей опоры до границы кладбища будет составлять не менее 8 метров, что соответствует проектной документации. 
При этом, после начала работ по подготовке территории строительства подрядчиком была проведена очистка территории, в том числе, рядом с кладбищем вывезен мусор, который копился там не один год, подготовлена и содержится в чистоте парковка для автомобилей, приезжающих на кладбище, подъездная дорога к кладбищу сохранена, ведется ее облагораживание.