Инвестиции

Спрос на модернизацию автодорожной инфраструктуры при одновременном исчерпании традиционных источников финансирования в российских регионах возрастает, а вместе с ним и интерес региональных и местных администраций к привлечению частных инвестиций для строительства новых дорог и сооружений. Региональные и муниципальные органы власти все чаще перенимают федеральный опыт развития дорожной отрасли на принципах ГЧП.

Дорожные концессии – гарантия доходности и возврата вложенных средств.
  • Распределение инвестиций в проекты
  • Распределение частных инвестиций в проектах
Распределение инвестиций в проекты
Распределение частных инвестиций в проектах

Длина региональных дорог и количество автомобилей

Социальная
204,0
Транспортная
845,7
Коммунально-энергетическая
417,2
Информационно-коммуникационная
46,8
Иные сферы
6,0
Федеральный уровень
182,4
Региональный уровень
1038,7
Муниципальный уровень
114,2

Наиболее распространенные формы ГЧП по источнику доходов

Прямой сбор оплаты

40-50%
Cоставляет доля частного финансирования в проектах с высоким объемом трафика

Прямой сбор оплаты предполагает, что все доходы от автомобильного трафика идут в пользу инвестора. Главный риск, который несет в этом случае инвестор, – риск самого трафика, который может оказаться ниже прогнозируемого. Подобный тип концессии используется в проектах (или участках дорог) с высоким объемом трафика. В таких проектах доля частного финансирования составляет 40-50%, а потенциальная внутренняя норма доходности может достигать 15-20%.

Контракт жизненного цикла

25-30%
Cоставляет доля частного финансирования в проектах с высоким объемом трафика
100% выручки
от автомобильного трафика собирает концедент, и он же несет риск трафика

Частный инвестор получает фиксированный платеж, включающий в себя возврат на инвестиции (собственные или заемные), плату за обслуживание дороги (эксплуатационный платеж) и фиксированный процент на вложенный капитал, который, как правило, составляет индекс инфляции плюс 4-8%, т.е. общая доходность может составить в среднем 11,0-14,0% годовых, что является вполне привлекательным уровнем на горизонте 25-30 лет. Данный тип концессии применяется на участках дорог с менее интенсивным движением и более длительным периодом окупаемости.