Вернуться к новостям
20 октября 2025 г.

Общий объем рынка ГЧП-проектов достиг 7,4 трлн рублей

В лидерах – транспортная отрасль.

Суммарные инвестиции в проекты, реализуемые с применением механизмов ГЧП и концессий достигли 7,4 трлн рублей. Из них около 72% – примерно 5,3 трлн рублей составляют частные средства. Об этом сообщила директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития России Наталья Морщихина на пленарной сессии конференции «Инфраструктурный каркас для государства».

По объему инвестиций традиционно лидирует транспортная отрасль. Благодаря проектам по строительству высокоскоростных магистралей, развитию сети платных автодорог и городского электротранспорта на нее приходится около 66% всех вложений. Так, согласно данным представителя Минэкономразвития, только за первые три квартала 2025 года было заключено 142 новых соглашения на сумму 246 млрд рублей, при этом, из них 185 млрд из них приходится на два концессионных проекта по строительству автомобильных дорог.

«По динамике развития за последние 20 лет мы видим, что интересы у бизнеса и государства к инструменту ГЧП и концессий остается высоким. В 2022 и 2023 годов объем инвестиций составлял порядка 900 млрд рублей в год. По итогам 2024 года объем законтрактованных инвестиций в проекты ГЧП достиг исторического максимума и составил 2,3 трлн рублей… Инструмент ГЧП и концессии уникален. Это общесистемный инструмент для поддержки и развития национальной инфраструктуры. Он создает для бизнеса понятный, долгосрочный рынок с прозрачными правилами игры», — рассказала Наталья Морщихина.

В ходе сессии было отмечено, что сейчас рынок ГЧП и концессий находится в стадии качественной трансформации. Акцент смещается с количества запускаемых проектов на их качество, эффективность, устойчивость, более рациональное использование бюджетных средств, а также на снижение случаев несбалансированного распределения рисков между публичным и частным партнерами. Для достижения этих целей проведена работа по изменению профильного законодательства, а методика оценки эффективности проектов ГЧП доработана и уже в 2026 году планируется распространить ее и на концессионные соглашения.

Учитывая текущую экономическую ситуацию, такие трансформации рынка ГЧП являются закономерными, считает генеральный директор ГК «Платная дорога» Вадим Коваленко:
«ГЧП — это всегда игра вдолгую. И сейчас, вероятно, любой капиталоемкий проект, рассчитанный на долгосрочную перспективу, крайне сложно реализовать без участия государства, поскольку для бизнеса сильным сдерживающим фактором по-прежнему остается высокая ключевая ставка. Соответственно, за последние несколько лет существенно возросла роль публичного партнера и государственного софинансирования. Таковы реалии. Вероятно, в дальнейшем ситуация будет корректироваться для достижения необходимого баланса между публичной и частной стороной».

По материалам: Минэкономразвития