Новости

Вернуться к новостям
7 октября 2024 г.

4 октября в Москве прошла конференция «Инфраструктурный каркас для государства»

Согласно прогнозам, до 2035 года на создание и поддержку российской инфраструктуры может понадобиться от 12 до 25 трлн рублей инвестиций, часть из которых придется на внебюджетные источники финансирования. Эксперты прогнозируют, что на рубеже следующих пяти лет объем рынка государственно-частного партнерства может вырасти на 30% и достичь 10 трлн рублей. В рамках состоявшейся конференции участники обсудили предпосылки и сдерживающие факторы для развития российского ГЧП-рынка. Организатором мероприятия выступила газета «Ведомости».

4 октября управленцы крупных корпораций в сфере промышленно-гражданского и дорожного строительства, банков, инвестиционных и консультационных компаний, представители институтов развития, профильных министерств и ведомств обсудили предпосылки для развития российского рынка государственно-частного партнерства (ГЧП). По разным экспертным оценкам, в зависимости от сценариев геополитического и экономического развития страны, для создания и поддержки необходимой инфраструктуры («инфраструктурного каркаса») в ближайшее десятилетие необходимо инвестировать в соответствующие проекты от 12 до 25 трлн рублей. И то, что бюджетные вливания в этот сегмент необходимо дополнять частными вложениями, не вызывает сомнений у экспертного сообщества.

Участники отметили, что за последние семь лет рынок ГЧП в среднем демонстрировал рост на 500 млрд рублей ежегодно, и прогнозируется, что уже к 2030 году его объем может достичь накопленным итогом 10 трлн руб. Так, в 2023 году объем инвестиций приблизился к рекордному показателю в 1 трлн руб. А за первые восемь месяцев 2024 года объем законтрактованных ГЧП-проектов достиг уже 2 трлн рублей.

Развитие рынка эксперты во многом связывают с расширением сфер, в которых может использоваться механизм ГЧП. К примеру, в этом году такая возможность появилась у проектов в космической отрасли. Обсуждается включение в список сфер, в которых возможно заключение ГЧП, объектов культурного наследия и промышленности.

Увеличение объема ГЧП-рынка связано и с укрупнением реализуемых проектов, считает генеральный директор ООО «Транспортные технологии» Вадим Коваленко. Наглядный пример – транспортная отрасль, которая традиционно аккумулирует наибольший объем внебюджетных инвестиций (за прошлый год – около 1,5 трлн рублей). По его словам, стратегия пространственного развития и концепция формирования и расширения магистральной инфраструктуры ставят в приоритет капиталоемкие инвестиционные проекты, направленные на улучшение территориальной связанности российских регионов между собой, а также со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока. На этом фоне объекты, не обладающие соответствующим стратегическим потенциалом, теряют инвестиционную привлекательность.

Основным же барьером для развития ГЧП-рынка эксперты считают жесткую денежно-кредитную политику – высокую ключевую ставку и дорогое финансирование. В таких условиях поддержать рынок могло бы субсидирование ставки по кредитам, выдаваемым на строительство инфраструктурных проектов, и снижение «риск-весов» по концессиям и ГЧП-проектам на уровне государственных гарантий. 

По мнению участников дискуссии, альтернативным механизмом привлечения капитала в условиях текущей политики Центробанка может быть выход на IPO. Это объясняется тем, что для эмитента выгодно привлекать деньги на «невозвратной» основе, а не займом – с учетом действующей ключевой ставки. Тем более, что в настоящий момент на рынке наблюдается рост спроса на отечественные инвестиции в связи с недоступностью рынков западных стран.