Инвестиции
Спрос на модернизацию автодорожной инфраструктуры при одновременном исчерпании традиционных источников финансирования в российских регионах возрастает, а вместе с ним и интерес региональных и местных администраций к привлечению частных инвестиций для строительства новых дорог и сооружений. Региональные и муниципальные органы власти все чаще перенимают федеральный опыт развития дорожной отрасли на принципах ГЧП.
ГЧП
В условиях дефицита бюджетных средств ГЧП - эффективный инструмент развития региональной и муниципальной транспортной инфраструктуры
Развитие
Устойчивое развитие транспортной сети является гарантией развития экономики, национальной безопасности и повышения качества жизни населения
Законодательство
Повышение инвестиционной привлекательности транспортной отрасли требует развития нормативно-правовой базы
Длина региональных дорог и количество автомобилей
Наиболее распространенные формы ГЧП по источнику доходов
Прямой сбор оплаты
Прямой сбор оплаты предполагает, что все доходы от автомобильного трафика идут в пользу инвестора. Главный риск, который несет в этом случае инвестор, – риск самого трафика, который может оказаться ниже прогнозируемого. Подобный тип концессии используется в проектах (или участках дорог) с высоким объемом трафика. В таких проектах доля частного финансирования составляет 40-50%, а потенциальная внутренняя норма доходности может достигать 15-20%.
Контракт жизненного цикла
Частный инвестор получает фиксированный платеж, включающий в себя возврат на инвестиции (собственные или заемные), плату за обслуживание дороги (эксплуатационный платеж) и фиксированный процент на вложенный капитал, который, как правило, составляет индекс инфляции плюс 4-8%, т.е. общая доходность может составить в среднем 11,0-14,0% годовых, что является вполне привлекательным уровнем на горизонте 25-30 лет. Данный тип концессии применяется на участках дорог с менее интенсивным движением и более длительным периодом окупаемости.